Агентство интеграционных инициатив опубликовало результаты форсайт-сессии прошедшей 31 марта -1 апреля в Смоленске

Форсайт-сессия, прошедшая накануне Дня единения народов России и Беларуси в нашем городе, собрала порядка пятидесяти активных и энергичных экспертов и молодых ученых в области российско-белорусских отношений. «Агентству интеграционных инициатив» — основному организатору мероприятия — удалось объединить на площадках неравнодушных  участников из белорусских: Барани, Гомеля, Минска, Мядели, Орши, Ошмян, Слуцка и российских городов:  Белгорода, Брянска, Москвы, Смоленска.

Формат форсайт-сессии, в ходе которого участниками выявлялись актуальные тренды и строились прогнозы будущего приграничных российско-белорусских территорий, в Смоленске был использован впервые. Эксперты и молодежь в течение двух весенних дней оценивали риски, намечали событийную сетку, разрабатывали как позитивные, так и негативные сценарии развития сопредельных территорий, формировали дорожную карту. По результатам работы участниками форсайт-сессии сформулированы прогнозы и сценарии будущего в рамках следующих направлений:

— экономика;

— культурные традиции приграничных регионов;

— трансграничная миграция;

— развитие общественного сектора.

Экономика

Позитивный сценарий «Навстречу друг другу» характеризуется общей динамикой развития экономических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации и усилением взаимодействия органов власти двух стран.

Целью данного тренда является снятие барьеров роста товарооборота.

Тренд предполагает продолжение процесса интеграции экономики двух стран и может вызвать угрозу негативного восприятия данного факта в мировом сообществе. Западные страны и США могут обвинить нас в стремлении создать аналог СССР для наращивания политической мощи.

Дополнительным препятствием развитию экономического взаимодействия может стать финансовый кризис, который может реализоваться в 2025 году. Об этом свидетельствует динамика экономических циклов, в рамках которых развивается мировая экономика.

Для поддержки субъектов хозяйствования Союзного государства в период кризиса необходимо создать общий фонд поддержки малого и среднего бизнеса.

Наращивая взаимодействие органов власти двух стран, а именно таможенных служб, налоговых органов по вопросу снятия административных барьеров, к 2030 году должен сформироваться единый рынок товаров и услуг. Для его эффективного функционирования необходимо создать единое налоговое пространство путём выравнивания налоговых ставок и условий деятельности хозяйствующих субъектов.

Ещё одним шагом к созданию единого рынка должно стать принятие единой валюты Союзного государства, для упрощения процедуры взаиморасчётов и развития финансовой системы двух стран.

Культурные традиции приграничных регионов

Негативный сценарий «Каждый сам за себя» характеризуется в течение ближайших пятидесяти лет утратой культурных традиций российско-белорусского приграничья.

Снижение уровня региональной культуры в современных условиях может критично сказаться на идентичности населения приграничных регионов России и Беларуси. Данное противоречие неизбежно приведёт к усилению деструктивных элементов идентичности (пришедших на смену региональной идентификации), нарастанию социальных противоречий и усилению негативных тенденций мультикультурализма. Чтобы уменьшить разрыв между культурными ценностями россиян и белорусов, возможно создание единой НКО Беларуси и России, которая обеспечит молодежное сотрудничество и запустит культурный «поезд дружбы».

Данный тренд имеет следующие риски:

— возможность частичной утраты идентификации в результате усиления мультикультурализма (2017г.);

— фрагментация идентичности и усиление социальных противоречий в обществе (2025г.).

С целью преодоления данных рисков и снижения негативных тенденций вышеуказанных трендов предлагается способствовать реализации позитивного сценария под названием  «Тает лед».

В рамках него необходимо:

— развитие программ просвещения: проведение фестивалей, форумов и т.д. (2017г.),

— создание трансграничных культурно-исторических программ, сохранение памятников культуры, развитие туризма в приграничных городах (2020г.),

— сохранение социокультурных традиций, введение курсов трансграничной истории (2025г.).

В результате к 2030 году должна произойти смена тренда на консолидацию региональной идентичности населения России и Беларуси.

Трансграничная миграция

Негативный сценарий «За закрытой дверью» характеризуется снижением трансграничной миграции.

Значительное влияние на развитие приграничных регионов России и Беларуси оказывает снижение трансграничной миграции. Важным фактом является то, что уровень миграции является одним из основных показателей, отражающих уровень сотрудничества и взаимодействия приграничных территорий. Данный тренд негативно скажется как на экономической интеграции, так и на социальной сфере регионов. Данному тренду присущи следующие угрозы и риски:

— снижение уровня взаимодействия и сотрудничества в остальных сферах: экономической, общественной и т.д. (2017г.);

— утрата приграничного потенциала (2017г);

— снижение привлекательности трансграничного туризма (2020г.);

— увеличение разрыва социального пространства (2025г.).

С целью преодоления данных рисков и снижения негативных тенденций вышеуказанных трендов предлагается реализация позитивного сценария «Добрые соседи», который включает следующую событийную сетку:

— создание трансграничных туристических программ, субсидирование и открытие приграничных туристических агентств (2020г.);

— взаимный культурный обмен, формирование единого межрегионального социокультурного пространства (2025г.);

— выработка единого вектора развития, создание единого туристского кластера и межрегионального трудового пространства (2030г.).

Общественный сектор

Негативный сценарий «Не в такт» характеризуется  асинхронностью развития общественного сектора.

Значительная роль в развитии интеграции приграничья традиционно отводится общественному сектору, гражданскому обществу и некоммерческим организациям (НКО). Вместе с тем в российско-белорусском приграничье сектор общественных отношений имеет тенденцию асинхронного развития, что определяется значительными различиями в объеме, формах и методах государственной поддержки, а также несогласованностью целей и интересов общественного сектора и НКО. Данный тренд имеет следующие риски:

— снижение возможностей для сотрудничества общественного сектора (2017г.);

—  различие подходов к деятельности некоммерческих организаций на территории Союзного государства России и Беларуси (2020г);

— полное отсутствие сотрудничества общественных секторов (2025г);

— переориентация общественного сектора на сотрудничество с третьими странами: Беларусь – Европа; Россия – Азия (2030г.).

С целью преодоления данных рисков и снижения негативных тенденций вышеуказанных трендов предлагается реализация следующих позитивного сценария «Вместе весело шагать!», который включает:

— создание инициативных групп, проведение межрегиональных форумов, конференций и т.д. (2017г.);

— принятие общей концепции развития гражданского общества и НКО Союзного государства (2020г.);

— формирование совещательного органа по развитию гражданского общества и НКО Союзного государства (2025 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *